Олигополия

Май 01 2012 Опубликовал в Экономика в школе

Олигополия (oligos+poleo = «несколько продавцов «) — организация рынка, на котором:

  1. господствуют несколько крупнейших фирм, которые производят однородную (промышленные товары) или дифференцированную (потребительские товары) продукцию;
  2. доля каждого продавца настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены и вызывает соответствующие реакции других продавцов;
  3. жесткая ценовая конкуренция среди олигополистов. заставляет их координировать свои действия, чтобы избежать разорительной «ценовой войны»: конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации продукции;
  4. доступ к рынку новым продавцам затруднен из-за высоких, а зачастую непреодолимых барьеров (патенты, лицензии, большие финансовые затраты на рекламу и конкурентоспособное качество).

Патенты (лат.pat ens — открытый)

1) свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение ;

2) государственное свидетельство, дающее владельцу патента исключительное право использовать продукт или технологию, которые запатентованы.

Лицензия (лат. licentia-разрешение) — это разрешение государственного органа власти на право ведения определенного вида хозяйственной деятельности.

Олигополистическими являются автомобильная, авиационная, судостроительная, электронная, металлургическая, химическая и другие отрасли промышленности.

Главной отличительной чертой олигополистического рынка является стратегическое поведение каждой фирмы, т.е. фирма должна учитывать ответную реакцию конкурентов на изменение ею цены или объема выпуска продукции. Основными факторами существования олигополии являются:

  1. высокие требования к капиталовложениям и особенности технологии: издержки минимизируются только при значительном объеме производства, а это возможно лишь при наличии заводов, дорогостоящего оборудования;
  2. владение и контроль источников основного сырья (патенты);
  3. потребность в слиянии:

объединение нескольких ранее конкурировавших фирм позволяет им: 1) увеличить рыночную долю; 2) усилить рыночную власть (контроль над ценами); 3) получить преимущества «крупного покупателя», т.е. получать от поставщиков продукцию по более низким (оптовым) ценам.

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.