Пособие для написания эссе

Ноя 22 2014 Опубликовал в Теория

Эссе
По-французски essai имеет следующие значения: проба, испытание, опыт, попытка.

Английское слова essay имеет значения: а) очерк, этюд, эссе, б) попытка, проба, испытание.

Словарь иностранных слов дает термину эссе определение – жанр критики, публицистики и др. – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Классическое эссе при поступлении в высшее учебное заведение – это сочинение скромного объема, свободное от художественного вымысла. Цель такого эссе – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны быть подкреплены доказательствами, иллюстрироваться примерами.

Как подготовить и написать эссе

Создание творческой письменной работы – задача нелегкая и в значительной степени индивидуальная. Нет и не может быть стандартов и рецептов безупречного эссе, однако существуют правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать навыки письменной речи. Прежде всего нужно иметь ясное представление о предмете вашего сообщения – теме конкурсной работы. Не менее важно понять, почему и зачем вы пишите свою работу и кто ее будет читать. И наконец, нужно выбрать точные, выразительные и сильные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства, чтобы привлечь и удержать внимание читателя. Владение словом, умение писать четко, ясно, логично и образно, эффектно и эффективно – важное качество, которое обязательно пригодится вам.

По мнению экспертов в области эффективного общения создание письменной работы предполагает несколько стадий:
1) планирование, 2) подготовка, 3) письмо, 4) пересмотр, 5) правка.

Планирование (определение цели, потенциального читателя, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы)

Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:

— почему и зачем я пишу?
— кто будет читать мою работу?
— каких мыслей и действий я ожидаю от читателей?
— какие идеи я хочу сообщить?
— где я могу найти нужную информацию?
— когда нужно закончить работу?

Подготовка (сбор информации, составление тезисов, разработка структуры работы, определение способа изложения)

Структура работы
обычно сообщение, как письменное, так и устное, состоит из трех основных композиционных частей:
вступление, основная часть, заключение.

  • Вступление должно быть живым, четким, сильным и оригинальным. С самого начала вы должны заинтересовать читателя. Вступление сообщает (явно или неявно) о цели работы. Это привлечет внимание, представит тему, позволит заявить позицию. Рекомендуемый объем вступительной части эссе около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.
    • Основная часть:
    — является последовательнымизложением темы,
    — состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически,
    — представляет позицию, взгляды, представления автора,
    — развивает основные идеи,
    — подкрепляет каждую идею аргументами и примерами (из собственного опыта, из истории, фольклора, художественной литературы),
    — содержит свидетельства и ссылки (обращение к авторитетам, цитаты, высказывания),
    — определяет обстоятельства (что? как? где? когда?)
    — в образной форме передает взгляды и представления пишущего,
    — использует разнообразные средства выразительности и эффективности,
    — создает поток мысли, указывающий на цель и направление письменного сообщения.

Рекомендации: объем основной части около 400 из 500 слов (около 200 слов – на основные идеи, около 200 – на аргументы и примеры, подтверждающие основные идеи).

Стадию подготовки можно считать завершенной, когда вы:

собрали всю важную информацию:
да______ нет_______

систематизировали информацию и свои мысли:
да______ нет_______

определили структуру работы:
да______ нет_______

выбрали способ изложения и подход:
да______ нет_______

Изложение мыслей (письмо)

Вы уже знаете, какого результата хотите добиться своим сообщением. У вас есть факты, подтверждающие ваши идеи. Вы систематизировали информацию и знаете, в каком порядке вы будете представлять ее. В этом случае вам просто нужно превратить тезисы в связное изложение мыслей.
С тезисами и заметками в руках вы готовы написать первый черновик эссе. Вы можете начать с начала и постепенно двигаться к заключению. Вы можете начать где-то посредине. Во многих случаях вступление и заключение писать особенно трудно, потому что они имеют решающее значение. Может быть, эти этапы работы вы оставите напоследок.

Профессионалы советуют использовать следующий тест при написании первого черновика:

четко ли вы понимаете свою цель:
да______ нет_______

знаете ли вы своих читателей:
да______ нет_______

ясны ли вам идеи, которые вы хотите передать:
да______ нет_______

набросали ли вы вступление:
да______ нет_______

набросали ли вы основную часть:
да______ нет_______

набросали ли вы заключение:
да______ нет_______

держали ли вы в уме цель и читателей, когда писали первый черновик:
да______ нет_______

Пересмотр

Сделайте перерыв на несколько дней. Это поможет вам взглянуть на работу «свежим взглядом», когда вы приступите к следующему, очень ответственному этапу работы над эссе. Этот этап называется пересмотром. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность вашего сообщения: ясность мыслей, внятность (связность и последовательность), грамотность и стиль.

Спросите себя:

вызывает ли интерес вступление?
да______ нет_______

содержит ли вступление основную идею работы?
да______ нет_______

можно ли выделить ключевые идеи основной части эссе?
да______ нет_______

достаточно ли аргументов и иллюстраций в работе?
да______ нет_______

насколько логично, последовательно, органично текст основной части разбит на абзацы?
да______ нет_______

подчеркивает ли заключение главные мысли, прогноз, перспективы развития ваших идей?
да______ нет_______

оставляет ли заключение у читателя ясное представление о ваших представлениях и идеях о предмете эссе?
да______ нет_______

Обращен ли каждый абзац к читателю (явно или не явно)?
да______ нет_______

Если вам удалось дать положительный ответ на каждый из вопросов, вы можете перейти на следующий уровень работы над эссе.

Правка

О вашей работе будут судить по отсутствию ошибок и оформлению текста. Ошибки и небрежности могут отвлечь от смысла сообщения. Правка – важнейший момент написания эссе, включающий проверку окончательного варианта на точность формулировок, правописание, пунктуацию, оформление.

Грамотность:

Просмотрите словари и справочники, чтобы проверить словоупотребеление, орфографию, грамматику. Проверьте сочетаемость слов и пунктуацию.

Оформление:

Первое впечатление читателя о вашем эссе зависит от того, как оно выглядит Если оно выглядит аккуратно и привлекательно, первая реакция будет благоприятной.

В основном оформление – это расположение информации на странице. Если на странице слишком много текста, это вызовет трудности восприятия.

Написанное легче всего читать, когда оно расположено небольшими абзацами. Длинные абзацы и предложения утомляют. Сделайте текст доступным и легким для чтения, оставив достаточно пространства на полях и между абзацами.

Подведите итог всем стадиям пересмотра и правки. Спросите себя:

  1. Раскрывает ли работа тему?
    2. Содержит ли работа авторскую позицию: насколько она интересна, оригинальна?
    3. Эффективна ли работа (какова вероятность того, что читатель поймет ваши мысли и чувства и разделит вашу точку зрения)?
    4. Включена ли вся необходимая информация (кто? что? где? когда? почему? как?)
    5. Сориентирован ли текст на читателя?
    6. Логично ли построен текст?
    7. Насколько интересно вступление?
    8. Насколько убедительно заключение?
    9. Насколько связно, ярко, сжато, последовательно изложена информация в основной части?
    10. Есть ли в каждом абзаце четко узнаваемое тематическое предложение?
    11. Достоверны ли факты и доводы, приведенные в эссе?
    12. Устранили ли вы все ошибки и неточности?
    13. Правильны ли пунктуация и орфография?
    14. Хорошо ли оформлена работа?
    15. Выдержан ли стиль?
    16. Отвечает ли работа условиям конкурса (объем, жанр, сроки, и т.д.)?

Заполните таблицу:

№ вопроса Да Скорее да Скорее нет Нет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1) Прочитайте эссе вслух. Вероятно, вы захотите что-то переделать после этого эксперимента.Поработайте над теми пунктами, где результаты оказались неудовлетворительными.

2) Отложите текст на некоторое время. Это позволит вам взглянуть на свою работу более объективно, когда вы снова вернетесь к ней.

3) Дайте прочитать ваше эссе другому человеку или нескольким людям, чье мнение для вас ценно. Спросите, что они думают о содержании, форме и стиле работы. Убедитесь, что важные для вас мысли и чувства воспринимаются правильно. Слушая мнения, постарайтесь не поддаваться эмоциям и не обижаться. Будьте внимательным слушателем. Выясните,в чем именно не согласен с вами читатель. Что помешало ему разделить ваше мнение, правильно ли он понял, что вы хотели сказать? Помните: рецензент критикует ваш текст, а не его автора.

Внесите изменения и правку, еще раз проверьте все. Прочитайте эссе. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова основная идея?
    2. Приводятся ли аргументы и факты в доказательство идеи,изложенной в эссе?
    3. Приводятся ли примеры в поддержку изложенного? Если да, помогают ли примеры лучше разобраться в теме?
    4. Пришлось ли вам перечитать эссе, чтобы ответить на вопросы 1-3?
    5. Не упоминается ли в тексте работы ваше имя?

Нет ответов пока

Вы должны ввойти чтобы оставить комментарий.